ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Все мы живем в обществе, где нужно соблюдать нормы и правила поведения на дороге. Известно, что привычки закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста детей необходимо учить правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения и все окружающие ребенка люди.

В данном разделе представлены нормативные и информационные материалы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также организация работы в нашем учреждении по данному направлению.

 


Видеообращение начальника ОГИБДД МО МВД России «Березовский» Дмитрия Милёхина

Видеообращение врио руководителя краевого управления полковника полиции С.В. Молявко.

Видеобращение руководителя Госавтоинспекции Дмитрия Милехина к детям 

 

Уважаемые родители!

Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше будете уделять большое внимание привитию свое­му ребенку навыков дорожной безопасности.

Мы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья всех чле­нов вашей семьи, но безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих!

Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире!

Рекомендации для родителей

При выходе из дома:

сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

придерживайтесь правой стороны тротуара; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен на­ходиться со стороны проезжей части; крепко держите малыша за руку;

приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т. п.;

разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части кам­нями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

не приучайте ребенка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;

при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для про­пуска автомобилей;
  • учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать зад­ними колесами;
  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, го­товящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипе­диста;
  • неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размерен­ным шагом;
  • не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показы­вайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами; не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
  • объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно вы­ехать из переулка, со двора дома;
  • при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за нача­лом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

Советы психолога родителям:

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

 

ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ?

Чем раньше — тем лучше. Ведь ребёнок в первый раз становится участником дорожного движения буквально через считанные дни после рождения — когда вместе с мамой покидает роддом, чаще всего на автомобиле. (Надеемся, та, самая первая поездка вашего малыша в автомобиле, как и все последующие, будут только в детском удерживающем устройстве: сначала — в автолюльке, а затем — в автокресле.)

В 2–3 года ребёнок начинает активно познавать мир. Это самое благодатное время для того, чтобы заложить в его голову непреложные истины по безопасному поведению на дороге. У детей 2–3 лет необходимо формировать следующие навыки:

  • по дорогам ходить одному нельзя, можно только с родителями или другими знакомыми взрослыми;
  • дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
  • рядом с дорогой надо быть очень внимательным, нельзя играть рядом с дорогой.

Однако если ваш ребёнок старше, но по какой-то причине его не обучали безопасному поведению на дороге, то НИКОГДА НЕ ПОЗДНО начать это обучение. Ведь навык безопасного участия в дорожном движении: умение быть грамотным пешеходом, пассажиром, а впоследствии и водителем — один из важнейших, жизненно необходимых навыков, многократно важнее знания иностранных языков, умения читать, считать и играть на фортепиано. Потому что этот навык поможет сохранить жизнь и здоровье вашему ребёнку. Поэтому навык безопасного поведения на дороге надо постоянно совершенствовать, доводить до автоматизма, превращая в полезную привычку.

НАЧНИТЕ С СЕБЯ!

И прежде чем рассказывать вашему малышу о правилах безопасного поведения на дороге, последите за собой, всегда ли вы соблюдаете Правила дорожного движения, когда идёте с ребёнком или везёте его в коляске.

Психологи доказали, что дети с самого раннего возраста лучше запоминают именно то, что ДЕЛАЮТ родители, а не то, что они говорят. Поэтому если ваши слова расходятся с поступками, если вы сами позволяете себе нарушать ПДД, когда находитесь вместе с ребёнком, это формирует у ребёнка ОПАСНУЮ УСТАНОВКУ на то, что нарушать — можно (когда спешишь, когда никто не видит и т.п.).

ВОТ ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

Ориентируйтесь на уровень развития вашего ребёнка. Все дети разные, а в дошкольном возрасте различия особенно заметны. Один в год уже бегает, а другой — только начинает самостоятельно ходить. Один «схватывает на лету», а другому для формирования устойчивого навыка нужно много повторений. Перед тем, как приступать к выполнению заданий «Школы ответственных родителей», оцените уровень знаний вашего ребёнка.

Дозируйте информацию. Дробите её на такие части, которые ребёнок может воспринять и запомнить. Даже если вы уверены, что отработали определённую ситуацию, а ребёнок — закрепил соответствующий навык, полезно возвращаться к этой теме снова и снова, дополняя ситуацию новыми нюансами, которые ранее ребёнок в силу своего возраста не мог понять или заметить.

Очень важен позитивный настрой — желание ребёнка узнавать что-то новое, интересное и полезное. Если ребёнок не в духе, капризничает, устал, не выспался и т.п., лучше отложить занятие.

Каждое задание нашей «Школы ответственных родителей» посвящено конкретным ситуациям, с которыми дошкольники и их родители сталкиваются ежедневно. Это — самый базовый уровень знаний, которые могут уберечь вашего ребёнка от попадания в опасные ситуации на дороге по собственной неосторожности.

Каждое задание состоит из двух частей: объяснения, предназначенного для ребёнка, и рекомендаций для взрослого, как самому действовать в этой ситуации. Объяснение проводит взрослый (мама, папа, бабушка, дедушка, няня и т.п.), подкрепляя его демонстрацией правильного поведения. Занятия удобно проводить во время прогулок с ребёнком.

Важно! Все объяснения и демонстрации дорожных ситуаций должны проводиться строго с тротуара! Выходить на проезжую часть можно только для перехода дороги!

Итак, начнём!

ЗАДАНИЕ 1. УЧИМСЯ ДЕРЖАТЬ ВЗРОСЛОГО ЗА РУКУ

Для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку): Во время движения по тротуару и при переходе проезжей части дороги нужно крепко держаться за руку взрослого, идти спокойно, шагом (не бегом, не подпрыгивая и т.п.), не пытаться вырваться.

Для взрослого: Ребёнка нужно держать за руку крепко и надёжно. Надёжно

— значит за запястье руки или за нижнюю треть предплечья. Держать за пальцы или за ладошку — ненадёжно, поскольку так ребёнок легко может выдернуть свою руку из руки взрослого, а это опасно.

ЗАДАНИЕ 2. УЧИМСЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Перед выходом из дома и перед каждым выходом на проезжую часть дороги нужно обязательно остановиться, для того чтобы осмотреться и оценить дорожную обстановку. Это — первое правило безопасности пешехода.

Для ребёнка: Мы выходим из дома. Выйдя из двери дома (подъезда), нужно остановиться и посмотреть по сторонам, нет ли опасности. Мы выходим на тротуар. Там могут проходить люди. Надо остановиться, чтобы дать им пройти, чтобы не столкнуться с прохожими, никого не ударить случайно. При движении по тротуару будем придерживаться правой стороны.

Или (перед переходом): Мы сейчас будем переходить дорогу. Мы перейдём дорогу по «зебре». Но сначала остановимся и дождёмся зелёного сигнала пешеходного светофора. Посмотрим налево, направо и ещё раз налево. А перед тем, как переходить дорогу, обязательно посмотрим, все ли автомобили остановились и пропускают нас. И только убедившись в своей безопасности, будем переходить дорогу.

Для взрослого: Прежде всего надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед выходом из дверей подъезда и перед тем, как ступить на проезжую часть. В англоязычных странах это называется «стоппинг». Надо много раз повторять этот «стоппинг» с ребёнком, поясняя словами необходимость остановки специально для наблюдения за дорожной обстановкой.

 

ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

         Итак, уважаемые ответственные родители, надеемся, вы уже начали выполнять со своими малышами два первых задания.

КАК ДОЛГО НАДО ВЫПОЛНЯТЬ КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ?

До тех пор, пока у ребёнка не выработается устойчивый навык, который затем перейдёт в привычку. То есть не один раз и не два. Не торопитесь. Ведь главная цель заданий нашей «Школы ответственных родителей» — довести каждое действие ребёнка до автоматизма.

Есть такой психологический приём, который позволяет оценить, насколько малыш усвоил услышанное: взрослому надо разыграть растерянность, как будто он не знает, как поступить в рассматриваемой ситуации и спросить

«совета» у ребёнка. Дети в таких случаях обычно охотно «помогают» взрослым, а взрослый сразу может оценить, запомнил ли ребёнок «урок» или необходимо повторить его ещё раз.

НУЖНО ЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ИЛИ МОЖНО ИХ ЧЕРЕДОВАТЬ?

Можно и так, и так. Однако переходить к следующему заданию лучше, когда ребёнок уже осознанно выполняет действия из предыдущего. Задания построены таким образом, что последующие задания всегда содержат элементы предыдущих. Таким образом, обеспечивается закрепление материала. И ещё одно замечание: занятия нужно проводить регулярно — желательно во время каждой или почти каждой прогулки.

Напоминаем, что каждое задание «Школы ответственных родителей» состоит из двух частей: объяснения, предназначенного для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку), и рекомендаций для взрослого, как самому действовать в данной ситуации.

ЗАДАНИЕ 3. УЧИМСЯ ХОДИТЬ ПО ТРОТУАРУ

Для ребёнка: Мы выходим на улицу. Давай возьмёмся за руку. Покажи, как правильно взять маму (папу, бабушку и т.п.) за руку. (Проверка того, как ребёнок усвоил действия из задания № 1.) Выйдя из двери дома, мы остановимся и посмотрим по сторонам, нет ли опасности. (Стоппинг — задание № 2.)

Автомобили едут по проезжей части. Пешеходы идут по тротуару. Тротуар обычно приподнят над проезжей частью. Граница тротуара — бордюрный камень. При движении по тротуару пешеходы должны придерживаться правой стороны. Идти по тротуару надо спокойным шагом, не шалить и не безобразничать. Нельзя бежать по тротуару, мешать другим пешеходам. Тротуар — не место для игр.

Для взрослого: Выходите из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени.

Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша. Во время движения надёжно держите ребёнка за руку (см. задание № 1). Надёжно — это значит за запястье или за нижнюю треть предплечья.

Выйдя из двери дома, остановитесь (см. задание № 2). Если у подъезда возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребёнка на это. Посмотрите вместе, нет ли движущихся автомобилей. Если у подъезда стоит автомашина или растёт дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните» из-за него, чтобы проверить, нет ли за препятствием скрытой опасности.

Ведите по тротуару ребёнка так, чтобы он находился дальше от проезжей части, чем вы. Во время движения периодически обращайте внимание ребёнка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили и на то, что они могут двигаться с разной скоростью: одни — быстрее, другие — медленнее. Постепенно приучайте ребёнка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать его скорость.

Это задание лучше выполнять на не очень оживлённой улице, чтобы не перегружать внимание ребёнка. Если вам нужно остановиться для объяснения или для того, чтобы показать, как мимо проезжает автомобиль, старайтесь не мешать другим пешеходам.

Важно! Соизмеряйте скорость движения свою и ребёнка.

Довольно часто приходится наблюдать такую картину, когда взрослый, как ему кажется, идёт очень медленно, но для ребёнка — это всё равно быстро. Вынуждая ребёнка идти не со своей, а с вашей скоростью (то есть почти бежать), вы фактически приучаете его торопиться. Спешка на дороге опасна!

 

ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НАТРЕНИРОВАТЬ У РЕБЁНКА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?

Наблюдательность — это одно из важнейших качеств, необходимых ребёнку на дороге. Умение вовремя замечать различные объекты, анализировать дорожную обстановку в реальном времени, обращать внимание на потенциально опасные ситуации нужно тренировать с самого раннего возраста. Необходимо приучать ребёнка замечать приближающиеся автомобили издалека, оценивать их скорость и направление движения и т.п. Для этого когда вы идёте с ребёнком по тротуару или стоите у пешеходного перехода в ожидании зелёного сигнала пешеходного светофора, полезно задавать ребёнку следующие вопросы:

   Какая автомашина только что проехала? (Грузовая, легковая, автобус и т.п.; если ребёнок знает марки автомобилей, то он может называть марки.)

Какого цвета проехавший автомобиль?

Как он двигался? (Медленно; быстро; медленнее, чем другой автомобиль; быстрее, чем другой автомобиль.)

Проехав мимо, он поехал дальше прямо или повернул?

Если ребёнок умеет считать, вы можете вместе с ним считать проезжающие автомобили.

Такие нехитрые упражнения помогут вашему ребёнку развить наблюдательность. Это качество ему очень пригодится в дальнейшем не только для безопасного участия в дорожном движении, но и в других сферах жизни.

А теперь переходим к сегодняшнему заданию. Напоминаем, что каждое задание нашей «Школы ответственных родителей» состоит из двух частей — объяснения для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку) и рекомендаций для взрослого, как необходимо поступать в рассматриваемой ситуации.

Уважаемые взрослые! Все объяснения необходимо проводить строго с тротуара! Выходить на проезжую часть дороги можно только для перехода!

ЗАДАНИЕ 4.  УЧИМСЯ ЖДАТЬ ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА СВЕТОФОРА.

При переходе дороги пешеходы обязаны руководствоваться сигналами пешеходного светофора. У него два сигнала — красный и зелёный. У транспортного светофора три сигнала — красный, жёлтый, зелёный. При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора.

Объяснение для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку): На пешеходном светофоре горит красный сигнал. Мы должны подождать зелёный сигнал. В это время автомобилям, которые едут по проезжей части дороги мимо нас, горит зелёный. Но скоро им загорится красный сигнал, а нам — зелёный, и мы перейдём дорогу по переходу. А пока давай подождём и понаблюдаем за проезжающими автомобилями. (Здесь уместно задать вопросы, упомянутые выше.)

Рекомендации для взрослого: Важно ОБЯЗАТЕЛЬНО дожидаться зелёного сигнала светофора (пешеходного). Переход на красный ЗАПРЕЩЁН, даже если нет машин. Если в такой ситуации вы увидите, как другой пешеход нарушает Правила дорожного движения, объясните ребёнку, что так поступать нельзя, это опасно.

Покажите ребёнку разницу между пешеходным и транспортным светофором и объясните, что пешеходы должны переходить проезжую часть на зелёный сигнал именно пешеходного светофора. Довольно часто встречаются ситуации, когда пешеходам горит красный, транспорту (в том же направлении) зелёный. Так бывает, когда одновременно с движением прямо попутному транспорту разрешается также поворот, траектория которого пересекает «ваш» пешеходный переход. Вместе с ребёнком понаблюдайте за дополнительной секцией c зелёной стрелкой и за выполняющими поворот автомобилями.

КСТАТИ: Дошкольнику ещё трудно концентрировать своё внимание на конкретных объектах. Если он СМОТРИТ в сторону приближающегося автомобиля, это не значит, что он ВИДИТ его, то есть заметил его и удерживает его в своём внимании.

ВАЖНО: Опасно стоять на самом краю тротуара, на бордюрном камне. Есть риск, что проезжающие мимо автомобили могут вас задеть. Старайтесь стоять на полшага-шаг от края проезжей части. А когда загорится зелёный сигнал, не спешите сходить с тротуара. Посмотрите налево, направо и ещё раз налево. Убедитесь, что все автомобили остановились и нет «запаздывающих» автомашин, водители которых стремятся «проскочить» светофор в момент смены сигналов.

 

КАК ВЫБРАТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ, БЕЗОПАСНОЕ И УДОБНОЕ АВТОКРЕСЛО (ДУУ) ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА?

Советы родителям

ДУУ должно иметь сертификат безопасности ЕСЕ R44/04. На кресле должна присутствовать оранжевая наклейка, о которой речь шла выше.

ДУУ должно быть произведено проверенными фирмами. О них можно поинтересоваться у продавцов или посмотреть информацию в Интернете. Кресло неизвестной марки, про которую почти нигде нет информации, лучше не покупать.

Инструкция должна быть на русском языке и иметь доступное изложение. Если инструкция вам не понятна, не стоит выбирать такое кресло.

ДУУ должно иметь длительный гарантийный срок. Если он меньше 6 месяцев, покупать такое кресло не стоит.

В ДУУ для перевозки новорождённых детей должен быть ортопедический вкладыш. Если в описании ДУУ сказано, что оно подходит для новорождённых, но в нём нет ортопедического вкладыша, откажитесь от покупки этого кресла.

Кресло должно иметь глубокий подголовник, который оптимально закрывает голову и шею, а также высокие боковые стенки. Они остановят ребёнка от смещения при боковых ударах.

Автокресло не должно быть очень мягким. Излишняя мягкость сиденья только снижает безопасность ребёнка.

Корпус должен быть целым и на нём